Благотворительный книжный маркет «Фонарь» из робкого проекта превратился в знаковое событие в книжном мире. Вот уже 16 маркетов отгремели по всей стране и за её пределами. Итак, беседуем с соосновательницей «Фонарика» Никой Максимовой, чтобы понять, как всё устроено.
Ника, расскажите, пожалуйста, как появилась идея проводить благотворительный книжный маркет? Каков был первый маркет — когда и где он проходил, долго ли готовились, оправдались ли ожидания?
В марте-апреле прошлого года нам всем было очень грустно и казалось, что мир сейчас рухнет, а книжная отрасль рухнет одной из первых: начались перебои в поставках бумаги, отменился весенний non/Fiction, маячили сложности с заключением договоров с правообладателями, а цены стремительно поползли вверх. И посреди катастрофы очень хотелось (возможно, напоследок), сделать что-то хорошее, поддержать друг друга и самих себя. Подобный формат придумали не мы.
Раньше благотворительные книжные барахолки проходили в магазине «Перемен» в Новосибирске, во «Все свободны» в Петербурге, в красноярском «Бакене». Ребята собирали у людей книги, продавали их в своих магазинах и выручку отдавали в правозащитные и благотворительные организации. Мы взяли эту идею за основу, но решили добавить ей масштабности: сделать большой книжный фестиваль, с программой, издательствами, мастер-классами для детей, концертом и танцами. Первый «Фонарь» прошел в Москве в кафе «Март» 14 мая 2022 года в пользу «Дома с маяком». И был сделан на одном дыхании — вся подготовка заняла две недели! Мы действительно делали его как в последний раз, и это был глоток воздуха и для организаторов, и для всех участников, и для посетителей. Тогда было много косяков, непродуманных моментов, всё было впервые, но всем оказалось настолько это нужно, что все моментально откликались, подхватывали задачи и выручали друг друга. Тогда мы собрали больше 800 000 рублей. А после переименовали наш организаторский чатик в «Посольство любви, доброты и гармонии».
А кто сейчас входит в команду «Фонаря» и чем команда занимается вне маркетов?
Основная команда организаторов сложилась с первого «Фонаря». Это Маша Орлова — PR-менеджер школы литературного мастерства CWS и издательской программы «Подписных изданий»; Галя Бочарова — литературный агент; Люда Никитина — главред «Абрикобукса», я, Ника Максимова, — редактор «Арки», Лана Богомаз — главред «Альпина. Дети», Женя Екадомова, Ася Дунаевская, Марина Козлова, Маша Закрученко, Аня Чебарь — всё книжные люди из, по большей части, детских издательств. В Петербурге к нам присоединились Полина Бояркина из «Прочтения» и Настя Неугодникова из библиотеки им. А. С. Пушкина. Потом кто-то из первоначальной команды стал заниматься «Фонарём» меньше, но пришли другие люди. Сейчас нам очень помогают Оля Клейман, Таня Тимакова, Оля Патрушева, Наташа Михеева и много других прекрасных профессионалов.
Помимо всех этих людей в команду входит огромное количество волонтёров: издателей, редакторов, педагогов, книготорговцев, художников, студентов и экспертов, настоящих и будущих специалистов. В Петербурге очень помогают студенты университета им. А. И. Герцена с курса Марии Черняк и будущие редакторы из ВШПМ, сотрудники «Все свободны» и «Подписных изданий». Волонтёры верстают афиши, помогают с анонсами, привозят книги на своих машинах, сортируют до ночи и с самого утра, торгуют на маркете, делают фоторепортажи, помогают с мастер-классами и встречей гостей.
«Фонарь» — это по-настоящему коллективное действие, где каждый участник, даже посетитель, может привнести столько, сколько в его силах: разобрать свой книжный шкаф и принести книжки в точки сбора, рассказать другу, купить другие книжки, прийти послушать программу и задонатить фонду.
Сколько маркетов уже проведено? Какие рекордсмены и какие любимчики?
За эти 1,5 с лишним года прошло больше 16 больших и маленьких «Фонарей» не только в Москве и Петербурге, но и в Воронеже и два в Израиле. Рекордсменом был, конечно, первый «Фонарь». С тех пор мы не приближались к той рекордной цифре, но в сумме за все «Фонари» собрали больше 5 млн. рублей.
Про любимый «Фонарь», думаю, каждый член команды ответит по-разному. Мой любимый, наверное, — весенний петербургский «Фонарь» в будущей «Теплице», где мы разместились на микроскопической площадке и собрали деньги на ее ремонт. Два «Фонаря» в Гараже были очень красивые, да и зимний на Новой Голландии. А в Севкабеле в «Нормальном месте» было невероятно душно и при этом так душевно!
Так что, кажется, я люблю все наши «Фонари»))
Что самое сложное в организации благотворительного маркета?
Сложностей, на самом деле, много. И самое сложное — сохранять свою собственную мотивацию. И именно поэтому мы каждый раз не можем быть уверены в том, что решимся на это снова. У нас нет постоянного финансирования, и очень сложно искать его каждый раз хотя бы на накладные расходы, объясняя потенциальным спонсорам, что ты не верблюд, а делаешь крутое большое мероприятие, и тебе нужно привезти авторов из других городов, напечатать афиши, арендовать звук для площадки, купить материалы для мастер-классов и пр.
Один раз всех можно обо всем попросить бесплатно, но дальше просить становится все труднее. Даже просьба о размещении анонса начинает вызывать реакцию: «Да мы же в прошлый раз про вас писали». А нам нужно много книг и много людей, чтобы сбор для фонда получился достойным.
Поделитесь, случаются ли курьезы? Вернее так — какие внештатные ситуации запомнились больше всего?
Наверное, самое смешное — это то, какие книги люди жертвуют нам в барахолку. Несмотря на то, что мы всё время повторяем, что нам нужны хорошие книги в хорошем состоянии, поскольку нам важно быть не блошиным рынком, а экспертной барахолкой, и важно предложить людям книги, которые они точно захотят купить. И все равно каждый раз приносят то, что условно мы называем «шлаком».
Попадались нам и инструкции для холодильников и парафиновых ванночек для ног, музыкальные открытки с поздравлениями, и книги с вложенными в них детскими рисунками, которые нам вообще очень жалко выбрасывать. Регулярно нам приносят разнообразные варианты камасутр, так что иногда у нас набирается целый ящик с маркировкой «секс» или любимая коробка Маши Орловой «святых выноси» с околорелигиозной литературой. Очень смеемся мы всегда над детективными и любовными романами из 90-х с сумасшедшими обложками и названиями, которые уже стали артефактом времени.
Наверное еще среди курьезов можно назвать места, в которых мы собираем книги. В регионах это чаще всего совсем не книжные и библиотеки, а, например, кафе, пивные бары и барбершопы. Вообще, маркет в Воронеже был курьезным еще и потому, что в середине маркета у нас на несколько часов выключился свет, и единственное, что светило — это гирлянды, которые организаторы и волонтеры «Фонаря» носят на себе в качестве опознавательных знаков, вместо бейджей.
Еще из смешных моментов — несколько раз мы получали в почту запросы о закупке фонарей и осветительных приборов оптом. И еще, наверное, не столько курьезным, сколько удивительно прекрасным становится то, как потихоньку люди вокруг вовлекаются в помощь «Фонарю». Это так трогательно, когда звукорежиссеры, водители, курьеры, грузчики, которые просто делают свою работы, в какой-то момент спрашивают: «А что это у вас вообще происходит? А можно мы тоже выберем себе несколько книг?»
Когда мы принимаем книги как точка сбора, то очень велик соблазн утащить половину себе (заверяем, что ни одна не была взята 😊). Успевают ли организаторы рассматривать улов и хотелось ли тоже забрать себе что-то?
Да, мы успеваем, и, признаться, иногда и забираем, тоже за донат)) А иногда кладем книгу в ящик и ждем, купит ее кто-то или нет. Осталась — значит, нас и ждала. Вообще очень приятно и удивительно наблюдать за тем, кто потом покупает книгу, которую ты сортировал.
Организаторы зарабатывают что-то или вся-вся выручка идёт на благотворительность?
Если нам удается найти спонсора, то он покрывает расходы на организацию маркета, но вся выручка именно с принесенных людьми и проданных потом книг идет в пользу фонда. Тем удивительнее эти суммы, если понять, что складываются они из донатов за книги, стоимостью 100–500 рублей.
А куда деваются книги, которые не расходятся на маркете?
У нас сложилось уже несколько постоянных партнеров. Это фонд «Вереница» и «Фонд помощи библиотекам Севера», иногда мы собираем после маркета несколько коробочек для конкретных библиотек или фондов, которым нужны книги. В Петербурге часть книг отбирает «Академия». Часть остается на следующие маркеты, если мы находим место для хранения. Совсем плохие книги отправляются в «Ребукс», «Экосборку» или «Переработкинскую».
Случалось ли, что хотелось всё бросить и не продолжать?
Когда мы делали первый «Фонарь», мы и не предполагали, что будет второй. После каждого очередного «Фонаря» мы думаем — ну всё, этот последний. Я сама уже который по счету «Фонарь» помогаю делать удаленно, и после всех вложенных в подготовку усилий, мне, конечно, безумно не хватает итогового праздничного дня маркета. Но для меня остаются важны смыслы, которые несет «Фонарь». Мы задумывали его как «книжный фестиваль здорового человека» — где все взносы добровольны, где помогают те, кто хочет помочь, где на программу лекций и мероприятий не влияет никто, кроме нас самих. И пока остаются силы и эти смыслы, есть смысл продолжать. И вот находится фонд, который просит помочь (так было с маленькими фондами «Виктория» и «Тебе поверят») или хорошая площадка, которая готова нас принять, и мы думаем — ну ладно, сделаем это еще раз. И после «Фонарей» подходят люди, которые говорят «спасибо», и пишут, что им было очень светло и тепло. От этого силы тоже появляются.
Приоткройте нам занавес — какие планы на будущее?
Будущее, как говорится, туманно. Были планы монетизировать, сделать франшизу и много-много «Фонарей» по всей стране и миру. Но сохранятся ли ресурсы и возможности у команды — никто сейчас сказать не может. И действительно смешно, что, как я и сказала, еще вчера после «Фонаря» мы думали, что это был последний раз. А уже сегодня подумали, что ладно, может еще один и осилим).
Благодарим Нику за беседу и ждём новые маркеты ❤️
«Перед прочтением сжечь» — книжный магазин и кофейня в Санкт-Петербурге. Отправляем заказы из интернет-магазина по всей России, наши посылки с петербургским флёром летают словно чайки по всей стране.
Мы есть на Яндексе, Вконтакте и Телеграме — забегайте погреться на огонёк.